IPO&SPO 2010

 

В Москве прошел ежегодный форум "IPO&SPO-2010", основным вопросом которого стала организация первичных публичных размещений акций российскими компаниями.

 

В форуме приняли участие представители крупных компаний-эмитентов, инвестиционных банков, фондов прямого инвестирования, юридических и консалтинговых компаний.

Организатором форума выступил Институт развития финансовых рынков.

С презентациями выступили представители российских и зарубежных бирж: ММВБ, РТС, Deutsche Börse, NYSE-Euronext и Венской Фондовой биржи, они также поделились своими знаниями об организации размещений. Представители юридических компаний рассказали о недостатках российского законодательства и особенностях размещения на площадках различных стран. Эмитенты поделились опытом проведения IPO.

    

Выступая на форуме, директор Института развития финансовых рынков Андрей Демченко представил перспективный прогноз IPO на 2011 год. По его мнению, объем IPO в России составит 7 млрд. долларов, тогда как общий объем проведенных в 2010 г. первичных публичных размещений в РФ составил около 2,9 млрд. долларов.

Генеральный директор ЦРФР Юрий Данилов отметил, что с точки зрения привлечения капитала лучшим стало размещение акций ОАО "Магнит", с точки зрения динамики котировок акций после размещения - IPO Банка "Санкт-Петербург", а лучшим размещением среди инновационных компаний стало IPO ОАО "Институт стволовых клеток человека".

Партнер DLA Piper Rus Limited Александр Клочков рассказал об объемах размещений в мире и пока еще незначительном объеме российского рынка в сравнении с мировым масштабом. За 1 полугодие 2010 года в мире прошло порядка 600 сделок IPO (по разным источникам, 590-593), было привечено порядка 100 млрд. долларов. Это не плохой показатель, но если посмотреть на 2006 год – там один Нью-Йорк «поднимал» сделок больше, чем весь мир в 1 полугодии этого года. Большая часть сделок приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Корею, Индию) – эта тенденция  с 2008 года. Из стран БРИК выделяются Китай, Корея, Гон Конг – проведено более 200 размещений и привлечено около 40 млрд. долларов. Здесь поучаствовали и российские компании, в том числе «Русал» (IPO в Гонг Конге).

«Российские компании привлекли в 4 сделках  2,7 млрд. долларов. Клиенты, которые в конце 2008 года отложили все свои планы по IPO и два квартала смотрели, что же будет, уже в конце 2009 года начали подготовку к IPO. Сейчас все больше и больше компаний возвращаются к этой теме, анализируют возможные рынки. А многие компании никогда и не прекращали этого делать, то есть кризис кризисом, а IPO это как домашняя работа, которую нужно делать каждый день на протяжении не менее 3 лет», - отметил Александр Клочков.

Он также поведал участниками форума о проблемах российского законодательства, с которыми сталкиваются компании, выходящие на IPO.

Александр Клочков отметил, что у российских эмитентов, которые заинтересованы в максимальной капитализации актива, часто возникает вопрос куда лучше пойти. «При этом у них возникает два основных вопроса: «где будет создана компания» и «на какую биржу идти». Вопрос «на какую биржу идти» даже более важен по сравнению с тем, где будет создана компания, поскольку от того, где будут торговаться акции зависит масса налоговых вопросов, зависит структура всей группы, которая должны быть оптимальной с точки зрения налогообложения и с точки зрения корпоративного управления. Соответственно, юрисдикция биржи определяет круг инвесторов, объем средств, которые должны быть привлечены, требования к эмитенту, расходы на IPO, расходы на листинг, определяет то, где будет регулятор, который одобряет проспект, структуру сделки и, в конечном счете, определяет также ответственность эмитента, его директоров, акционеров».

Александр Клочков в своем выступлении также остановился на том, что при любом выходе эмитента за пределы Российской Федерации действует одна большая проблема - в мире есть большое существенное противоречие между глобальностью рынков и локальностью регулирования. «Выходя, скажем, через кипрскую компанию в Лондон, вы сразу должны будете  следить за тремя юрисдикциями – это страна, где акции торгуются (а может быть и большим количеством юрисдикций, если вы хотите торговать ценными бумагами еще где-то), это страна инкорпорации (Кипр) и еще российская страна – где российский операционный бизнес (это существенные расходы, об этом надо помнить). То, что некоторые российские эмитенты, несмотря на дополнительные расходы, выходят на иностранные биржи о чем-то тоже свидетельствует. Но при выходе за пределы Российской Федерации надо помнить, что там вы находитесь в чужой юрисдикции и  могут быть самые разные политические риски, в том числе отношения Россия-НАТО, проблемы по всевозможным политическим делам, которые могут ударить по российскому эмитенту, выходящему на зарубежную площадку. И, конечно, российский регулятор выражает не очень почтительное отношение к таким листингам».

В завершение выступления Александр Клочков отметил, что очень важно следить за тем, что происходит с демографией, поскольку рынок капитала делают люди. Он сравнил значения показателей в разных странах на 2020 год (такое сравнение представляется возможным, так как все люди, которые будут в 2020 году активными с точки зрения потребления услуг, уже родились).  Во многих странах демографическая ситуация улучшается. В США даже при той структуре, которая там есть сейчас (то есть поддержание величины поколения на одном уровне), негативный эффект из-за старения населения может быт порядка 5-10%. В России наблюдается следующая картина – 45 % падение числа молодого населения и двукратное увеличение доли населения, которое выходит на пенсию в течение ближайших 4-5 лет (люди старше 55 лет). Он выразил надежду, что мы сможем к этому подготовиться и выйти победителями.

Заместитель директора Департамента листинга ММВБ Денис Пряничников рассказал о Фондовой бирже ММВБ, комплексе оказываемых ею услуг, процессе подготовки IPO, основных требованиях листинга, о привлечении инвестиций через механизмы ММВБ.

Он отметил важность тщательной подготовки к  IPO – «компании, планирующие подавать на листинг должны многие вещи сделать заранее, необходимо, чтобы у вас уже был разработан механизм создания и раскрытия ежеквартальных отчетов, существенных фактов, годовых отчетов. Важно, чтобы был специальный человек, который отвечает за связи с инвесторами». «Также необходимо уделять большое внимание общению с потенциальными инвесторами, это важно учитывать и при вторичном обращении», - сказал Денис Пряничников.

Выступивший на форуме представитель ФСФР сказал слово во славу российских бирж. «Наше исследование показало, что если размещение производится только на внутреннем рынке, если у вас только внутреннее обращение, то рано или поздно – как минимум через полгода после размещения - эти акции опережают рынок, то есть доходность инвестирования в акции, которые размещены на наших биржах и не размещались еще где-то там в Европе, Америке, Азии, выше, чем в среднем по рынку», - отметил он.

Глава представительства Deutsche Börse в России Роман Кириндассов рассказал о том, для чего нужна биржа. Он развеял самое распространенное, по его мнению, заблуждение, о том, что «компании размещаются на бирже». «Дело в том, что компания никогда на бирже вообще не размещается. Это нонсенс. Компания не может размещаться на бирже. Она может листинговаться на бирже. Размещается компания среди инвесторов. Где находятся инвесторы? Инвесторы находятся везде», - сказал Роман Кириндассов - «К сожалению, в России нет пока институциональных инвесторов, у нас есть менеджеры (CEO) – все деньги под их управлением это 70 млрд. долларов. В США это 70 трл. долларов, Европе - 60 трл. долларов, в Азии - 30 трл. долларов. Надо развиваться. Надо в ПИФы вкладываться, но пока что-то народ не бежит. Пока такая ситуация существует, нам необходимо привлекать иностранных инвесторов». Он выразил уверенность, что наступит время, когда станет возможно делать листинг только на российских площадках и никакой листинг за рубежом для российских компаний будет не нужен. «Почему я так уверенно говорю, потому что в Германии произошло то же самое. 20 лет назад крупнейшие немецкие компании листинговались в Лондоне, в Нью-Йорке, тогда это имело смысл. Сейчас практически все немецкие компании листингованы только на Deutsche Börse и торгуются только там. И к чему я веду – главное не место нахождения биржи, а ее качество», - сказал Роман Кириндассов.

В своем выступлении Роман Кириндассов неоднократно делал акцент на низких показателях Лондонской биржи по сравнению с другими биржами. Он отметил, что это локальная биржа (domestic exchange), большинство инвесторов там именно domestic. «Лондон это не международная биржа. Это просто английская биржа». По его мнению, лучше торговаться где угодно, только не в Лондоне.

 «Если взять российские компании, то мы, Deutsche Börse, в среднем в 3 раза ликвиднее, чем Лондон, а в России ликвидность больше в 5 раз». С учетом многих параметров «идти на листинг в Лондон, это просто должностное преступление», - сказал Роман Кириндассов.

Роман Кириндассов отметил, что обычно компании эмитенты выбирают биржу с подачи своих консультантов. Многие крупные консультанты исторически рекомендуют Лондон потому, что  у них и у других участников процесса размещения один и тот же владелец. Брокеры зарабатывают там очень много денег. Он привел пример, что при сделке по размещению на 700 млн. долларов на Euronext, биржа на этом заработала бы приблизительно 3000 евро. В Лондоне брокер на такой сделке зарабатывает приблизительно 3,5 млн. (единицы измерения он не сообщил, по всей видимости, сумма тоже в евро). «Чем меньше прозрачность, тем лучше для брокера, правда, для недальновидного брокера. Получается, что такая ситуация хороша для брокера, но не хороша для инвестора. Поэтому инвесторы должны говорить, что им нужны ликвидные и прозрачные сделки. Кризис показал все однозначно. Брокеры заработали кучу денег, а весь мир чуть не погрузился в финансовый хаос. Что тут не понятного? Понятно, зачем нужна Лондонская биржа. Это не просто эмоциональность. Ведь так оно и есть. И мы все, европейцы, сейчас боремся за прозрачность. Если идут операции, то они должны проходить через клиринговые дома бирж», - отметил Роман Кириндассов. Его рассказ вызвал большой интерес присутствующих.

В завершение своего выступления он остановился на теме международного финансового центра в Москве и отметил важность того, чтобы российские компании реально задумались об IPO. «Под «реально» я имею ввиду то, чтобы они готовились к IPO, приводили себя в порядок. Большая проблема это недостаток компаний, которые имеют стандарты корпоративного управления, стандарты работы  инвестором. Таких компаний очень мало. Для того чтобы нам сделать Москву международным финансовым центром нам недостаточно построить пару дорог, расширить аэропорт и как-то побороться с коррумпированными чиновниками.  Главное, чтобы появились инструменты, в которые иностранные инвесторы могут инвестировать, и не просто инвесторы-спекулянты, а те инвесторы, которые смотрят на компанию как на компанию, а не как на компанию из России».

 

 

Журнал «Деловой Контакт», декабрь 2010 – январь 2011 г.